2025
2024-06-17
В середине IX в. борьба с «возмутившимися» на Восточном Кавказе была поручена целиком арабским правителям Ширвана и Дербента. Ширваном в то время управлял Йазид ибн-Мазъяд, основатель династии ширваншахов. В Дербенте стала править династия Хашимидов (с 869 г.), родоначальником которой, согласно «Тарих ал-Баб», являлся Хашим ибн Сурака, «правитель ал-Баба и пограничных областей». Как сообщается в «Дербенд-наме», Хашим произвел в Дербенте восстановительные работы, возобновил разрушенные места, крепости, башни, восстановил продовольственный склад. Доходы с продажи нефти и соли в Баку шли на укрепление Дербента. Еще при халифе Мансуре (754 - 775) нефтяные источники и соляные промыслы в Ширване были обложены налогами и шли на содержание жителей Дербента (имеется в виду «борцов за веру») - «Когда наступил двухсот шестидесятый (873-874) год, владетель (сахиб) Ширвана отремонтировал и благоустроил Дербент, а также построил в нем одно здание. Поземельный налог, поступавший с селений Ширвана, собирали в этом здании. Превратив в вакуф множество земель и земельных угодий, и садов, и селений в Ширване, определил их населению Дербента. Эти земли и земельные угодья, и сады, и селения ширваншах сделал вакуфом в пользу населения Дербента».
В 799 г. Дербент получил от халифа Харуна ар-Рашида фирман на право сбора ежегодного дохода с нефтяных скважин и соляных копий, эти средства шли на содержание военных поселенцев города. При назначенном халифом правителе Ширвана Мухаммеде ибн Йазиде (начал править с 845 г.) управляющий промыслами принимал все, что добывалось под расписку, а сам ширваншах и эмиры подписали и скрепили печатью грамоту о передаче всех доходов от соли и нефти (вакф) жителям Дербента. Грамота была вручена правителю Дербента и ширваншах из доходов этих «ни на крупинку, ни на динар не польстился».
Кроме того, центральные власти снабжали газиев Дербента хлебом, доставлявшимся из Ширвана. Известно, что при правителе Ширвана Хайсаме б. Мухаммаде «весь урожай свозился в амбары, которые он построил в своей столице, после чего он правильно распределялся среди нуждающихся членов пограничных областей ал-Баба и среди газиев». В целом Ширван в это время поддерживал Дербент с его «воителями за веру - газиями», одаривал жителей города богатыми подарками, деньгами и драгоценными вещами. Как сообщается в «Истории Ширвана и Дербенда», Хашим ибн Сурака «был одним из прославленных раисов и воинов пограничных областей».
В 912 г. правитель Ширвана Али ибн Хайсам вместе «с эмиром ал-Баба» нападает с отрядом более чем 10000 воинов на «неверных Шандана», но терпят страшное поражение. «Али ибн Хайсам и эмир ал-Баба были взяты в плен вместе с 10 000 мусульман. Все они были поделены между людьми Шандана, Серира и хазарами». Через три месяца серирцы отпустили пленных и Али ибн Хайсама вместе с эмиром ал-Баба без выкупа, пленные же, захваченные шанданцами и хазарами, были проданы и спаслись лишь немногие». Решительный разрыв с Ширваном и Дербентом был невыгоден Сериру, ибо «ап-Баб» был портом и для последнего.
В 930 году, сын ширваншаха Абу Тахир Йазид Мухаммед начал войну с «эмиром ал-Баба Абдапмаликом ал-Хашими». В битве у стен города Шабрана ни одна из сторон победы не добилась и был заключен мир.
В середине X в. возрастает значение и Ширвана, усиление которого связано с именем его правителя Мухаммада, сына Йазида. Как пишет арабский автор X в. Масуди, ширваншах значительно расширил свои владения: «Его царство в настоящее время (т.е. в 943 г.) тянется на расстоянии месяца пути, так как он завоевал места, на которые Ануширван не давал ему титула, но он присоединил их к своим владениям ... Мухаммад б. Йазид Ширванский захватил город ал-Баб после смерти своего зятя б. Хашима, который был потомком одного из сподвижников пророка и правил ал-Бабом ... К царству Ширвана около горы Кабк примыкает другое царство, которое называется Лайзан, а его царя зовут лайзан-шах. В наши дни это царство занял царь Ширвана, что он также сделал и с другим царством, называемом Муканийа».
Далее Масуди продолжал: «Вышеназванный муж, именуемый Ширваншах, захватил в этих горах много царств тех, что Кисра Ануширван представлял другим царям ... Из них Мухаммад б. Йазид присоединил к своему царству владения Х.расан-шана (Хурсаншаха; Вардан-шаха?)». В X в. от Ширвана зависели также Кабала, а временами и Шекинское владение.
Усиление Ширвана привело к тому, что почти вся территория к северу от реки Кура оказалась или в составе, или под политическим влиянием Ширвана. Северные владения Ширван вплотную подступили к правобережью Самура. Стремление правителей Ширвана расширить свое влияние привели к усилению столкновений с дербентскими правителями. В этой сложной обстановке оба государства старались использовать в своих интересах традиционные связи с соседними феодальными владениями.
Дербентские правители использовали то обстоятельство, что в ряде владений, в частности в Лакзе, имелись силы, настроенные против Ширвана, и приложили немало усилий к тому, чтобы привлечь их на свою сторону. Так, например, когда жители Дербента в 953 г. отказались от представителя дома ширваншахов, на его место стал царь Лакза Хашрам Ахмед ибн Мунабби, который также был свергнут года через три.
В развернувшейся борьбе на стороне Дербента часто выступал также Табасаран. Поэтому в трудных обстоятельствах правители города прибегали к помощи жителей Табасарана.
В то же время взаимоотношения Ширвана и Серира и ряда других владений были еще не урегулированы. Для правителей Ширвана было особенно важно наладить добрососедские и союзнические отношения с Сериром, усилившимся в X в. и принимавшим активное участие в политической жизни Восточного Кавказа.
Таким образом, политическое усиление Дербента и Ширвана в IX – X вв. усилило их геополитическую роль и значение в регионе.
С другой стороны, правящая верхушка Ширвана неоднократно предпринимала попытки подчинить себе или же поставить в политическую зависимость дагестанские владения. Попытки эти встречали упорное сопротивление, что видно по той поддержке, которую в Лакзе, Табасаране, Кайтаге и Серире находили элементы, враждебно настроенные по отношению к Ширвану. Однако, несмотря на все это, политическое влияние Ширвана все более усиливалось. Представители правящего дома ширваншахов старались усилить и свое экономическое положение.